Ворохта

Ворохта прекрасная — туристическая, спортивная, курортная.

Первое письменное упоминание о Ворохте была в 1780 году.

Происхождение названия:

1) Наемник, дезертир из австрийской или венгерской армии Ворохта — от его имени. Ворохта от славянского имени Ворох.

2) Ворох давнеславянское —  связанные стволы деревьев (плоты) 1 ворох = 24 телеги для солеварения.3) С тюркского — небо 4) С санскрита богатое место на диких кабанов.

По преданиям считается, что первыми поселенцами были: Женщина, пришедшая из Покутья ( возможно после подавления восстания Семена Височана) с сыном Лесем сначала остановились в Микуличине а потом пошли выше в горы. Сохранилась песня:

Ой, тікала зУкраїни
Дівчина Олена
В Микуличин через гору
Що зветься Зелена

Ой зелена полонина
Зелена –зелена
Не був би я в полонині
Якби не Олена

Они построили хижину,  впоследствии — дом, где сейчас старая церковь. В то время на левом берегу Прута жила еще семья Дедерчук. Первые истории о Ворохте и поселении записал польский исследователь Иосиф Дальковецький. Подобные предания и легенды поддержал Михаил Ломацкий (страна магии и красоты. Очерки 1959, Париж) вдова-баба имела 5 сыновей. Ломацкий отмечает, что Мочерняк из Ворохты был другом Довбуша. Центральная часть Ворохты размещена в низине Прута. От долины Режь — полосы гор пролегают на юго-запад и через Перевал тянутся к долине озерко и Кострич, которые отделяют поселок от Верховинщины. В этих хребтах чередуются леса и поляны по которым поднимаются вершины Гомул, Данциш , Пожижевская а над всем горным массивом — Говерла. С северо-запада через хребет и долину- стадион Пятихатки, можно выйти на Яблунецкий перевал. На западе через хутор Вороненко железная дорога проходит тоннель (длиной 1216м) на Закарпатскую сторону — с. Лазещина.

Железная дорога ускорила всестороннее развитие Ворохты. В 1782 , 5 апреля император Иосиф 2 издал специальный патент для восточной Галичины Как «хороший Император». Этот патент крестьянам разрешалось жениться без согласия господина, отдавать своих детей к ремеслу или школе,  иметь прибыльные заработки, сократил панщину  до 30 дней в год, свел к минимуму крепостную зависимость, уменьшил налоги. Это дало толчок к прогрессивному развитию ремесел, торговли, ведения горного хозяйства. возможно, хотел «задобрить» повстанцев, погасить или хотя бы придержать разбой.

Особенно ускорилось развитие в конце 19 в: лесоразработки, лесопилки, строительство железной дороги, дороги на Жабье.

Климатические условия способствовали развитию курорта. 1906г. «Первый санаторий», впоследствии – санаторий  Станислава и Дрогобыча на 100 коек с современными на то время услугами и оборудованием, где лечились больные со всей Польши.

В 1880 году Генрих Гофербауер и Константин Сивицкий обозначили и оборудовали (промаркировали) первую туристическую тропу. В начале 20 в в Ворохте действовало немало пансионатов: «Под Божьей матерью», «Над Прутом», «Здоровье», «Черемшина» и др ..

Именно развитие Ворохты как ячейки курортного и туристичного- спортивного звена способствовало основанию в апреле 1910 общества Чорногоры, в который входило немало союзов, в том числе Союз в Курортно-туристических делах. «Карпаты восточные» Варшавское бюро путешествий «Ольвия»

В 1937 году была открыта секция Проводников польского Общества. Были проведены специальные курсы, которые закончили 29 человек. Регулярно курсировали железнодорожные поезда между Делятином и Ворохтой.

В Ворохте, как и в Славском на Львовщине, в 30-х годах проводились лыжные соревнования при участии спортсменов из Польши, Австрии, Венгрии, Чехословакии. В 1932г. в Ворохте было основано «Карпатский Клюб». Тогда же состоялись первые соревнования, в которых 1 место занял Николай Бойчук. В 20 годы Оздоровительная комиссия начала строительство специального спортивного комплекса из двух частей. 1-я На левом берегу Прута — пляж с естественным бассейном, хоккейной, волейбольной зоной. 2-я была отведена для построения большого трамплина, а под ним на лугах было футбольное поле и легкоатлетические дорожки. И только в 1965г была проведена реконструкция трамплинов. А в 1975 построено спорт базу «Авангард». В 1969г. был сооружен 60м трамплин, с 1970 покрыт искусственным покрытием. В 1971 канатно-кресельный подъемник 190м, длинной с перепадом 74 м.На сегодня комплекс трамплинов лишь изредка функционирует. 90м, и 60м трамплины. С 90 метрового в сентябре 2002г. Вл. Бощук совершил прыжок 95 м.

Украшением Ворохты есть двоколейные виадуки при въезде — длиной 40м арка, на выезде — 35 м. длиной построенный местными мастерами по проекту Станислава Косинского. С 1895 началось строительство узкоколейной железной дороги. В основном с целью транспортировки древесины.

Именно эти виадуки есть визитной карточкой Ворохты. Построенные при австрийской империи они и по сей день украшают Ворохту и придают ей особого шарма.

Ворохта розвивалась как горнолыжный курорт, и по сей день туристы приезжают сюда покататься на лыжах и подышать свежим Карпатским воздухом.